Главная » 2016 » Февраль » 16 » «История строительства и утраты храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рождественская Хава»
20:59
«История строительства и утраты храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рождественская Хава»

Нет такого грубого и дикого народа, который не имел бы веры в Бога…

Цицерон

Во все времена религия и ее моральные устои  влияли на уклад жизни, мировоззрение и сознание народов, а также на формирование культуры. В нашей стране для большинства населения такой религией является православие, которая оставила богатейшее наследие в виде храмов, икон, различных святынь.

Практически в каждом городе, селе и даже в отдаленных уголках нашей Родины были построены монастыри, храмы или часовни, многие из которых были утрачены по разным причинам, но в основном это было варварское разрушение или запустение, которые осуществлялись целенаправленно властью на протяжении XX века. Актуальность исследования православных святынь огромна, т.к. храмы традиционно были центрами духовности и культуры маленьких сел и крупных городов. Не зная истории храма, по престолу, которого названо наше село, нельзя с точностью утверждать, что мы знаем историю самого села.

В нашей исследовательской работе мы выясним историю утраты и обретения храма рождества Пресвятой Богородицы, располагавшегося в селе Рождественская Хава. Для нашего исследования был осуществлен подбор источников и литературы: архивная справка КУВО «ГАВО», дающая информацию о жизни храма на рубеже XIX-XX веков,  информация об истории села была взята из книги В.А. Прохорова «Вся Воронежская земля» и работы Л.В. Кригер «Новоусманские просторы», использовались статьи из районных газет «Путь Ленина» и «Новоусманская Нива».  В исследовании помогли также интернет ресурсы: сайт храма Рождества Пресвятой Богородицы и сайт «Новая Усмань сегодня», где расположена статья краеведа М. Небольсина об истории села. Также было проведено интервью с членом церковного актива Щеблыкиным Леонидом Ивановичем.

Объект исследования:  история Русской православной церкви в XIX – первой половине XX века.

Предмет исследования: история строительства и утраты храма Рождества Пресвятой Богородицы, располагавшегося на территории села Рождественская Хава

Для полного раскрытия темы были определены следующие цели и задачи исследования.

Целью исследования: проследить историю утраты Храма Рождества Христова в селе Рождественская Хава и перспективы его восстановления.

Для ее достижения были поставлены следующие задачи:

  1. Провести поиск и подбор источников и литературы;
  2. Рассмотреть историю села, выбрав информацию, касающуюся темы;
  3. Рассмотреть современное состояние и перспективы развития храма.

 

 

Глава I. Краткая история села и постройки храма

 

С постройки деревянного храма в начале XVIII века начинается отчет истории нашего села, которое основали на правом берегу реки Хава переселенцы из села Орлово, распложенного в 12 километрах.

Но, естественно, удобное географическое положение было замечено еще древними народами, что подтверждается археологическими данными. Самое раннее поселение на левом берегу Хавы относится к срубной культуре эпохи бронзы, датируемой второй половиной II тысячелетия до н. э. и началом  I тысячелетия. Его обитатели занимались оседлым скотоводством.

Село возникло в начале ХVIII века из числа крестьян-однодворцев. Одновременно с переселением была построена деревянная церковь. Как результат появилось название села Рождественская Хава: по Рождественской церкви и по реке Хаве, протекающей по территории села. На протяжении XIX века село развивалось и расширялось.  «В 1900 году а селе имелось 3 учебных заведения (2 земские и церковно-приходская школы), промышленных заведений: 2 маслобойни, 5 рушек, 7 кирпичных заводов, 4 столярных мастерских, сапожная мастерская: из торговых заведений: 8 мелочных лавок, 1 оптовый винный склад, 2 трактира, 1 постоялый двор. Наличие населения в селе на 1 января 1905 года составило: 901 двор и 6309 жителей».[3.39]

Рождественская Хава, из-за прекрасных памятников архитектуры и истории, таким как здание кредитного товарищества, волостного правления и ремесленного училища, занимает одно из достойных мест в России. А вот храм, который более ста лет был достопримечательностью не только Рождественской Хавы, но и всего уезда, к сожалению, не уцелел.

Православная церковь символизирует Царство Божие, единство его трех областей: Божественного, земного, небесного. Архитектура православной отличается богатым разнообразием. Индивидуальность архитектуры соответствует  церковному вероучению.

Архитектура православной церкви должна всегда отображать три основных элемента: купол, икону, крест. Купол — это символ покровительства Бога, Богородицы для прихожан, их устремление к Царствию Небесному. Икона — святыня, материальный объект поклонения. Крест — напоминание о мучениях Христа, который был распят во имя людей, любви к человеку. Внутри храма обязательно расположен алтарь, богато расписанными иконами слева, справа отдельные иконы, подставки под свечи.

Прекрасным предметом церковного зодчества XIX века явилась церковь Рождества Христова, возведенная в 1810 г. (Рис. 1) Из очерка М. Небольсина известно описание архитектурных особенностей: «Все в ней было велико, все внушительно, по размерам она не уступала соборам губернского города Воронежа. Храм, безусловно, был престижен.  автор проекта неизвестен, возможно им являлся Иван Андреевич Блицын, воронежский губернский архитектор. В основе плана лежало средокрестие с ротондой. Ротонда была очень широка и воспринималась чуть ли не вторым ярусом. Стройность колокольни и строгость ее облика выдает хороший вкус и умение строителей. Завершал колокольню изящный цилиндр, увенчанный полусферой и крестом. Освящал новый храм, правящий в то время архиерей Воронежской епархии епископ Антоний».[5.2] В цер­кви с южной стороны был сооружен придел в честь Рождества Пресвя­той Богородицы.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что история нашего села непосредственно связана с нашей церковью. Название – Рождественская Хава происходит из сочетания слов Рождественская по престолу храма Рождества Христова и правому приделу Рождества Пресвятой Богородицы и природному объекту – река Хава, протекающая по территории села.

 

Глава II. Храм Рождества Пресвятой Богородицы на рубеже XIX-XX веков

 

В 2013 году в наш храм прибыл служить священник отец Евгений, который одним из первых своих действий на службе сделал запрос в Государственный архив Воронежской области об истории храма. Была прислана архивная справка (см. Приложение), информация из которой, прояснила историю храма на рубеже XIX-XX веков.

В данной архивной справке дана информация из нескольких источников, которая дает возможность исследовать не только историю храма, но историю села и жителей, т.к. церковь в то время регистрировала прихожан, церковные владения и имущество. Вот, что удалось выяснить. «В Памятной книжке Воронежской губернии на 1893 год в списке церковных приходов Воронежской Епархии (по данным Воронежской духовной консистории) в с. Рождественская Хава Воронежского уезда значится Христорождественская церковь, каменная, построенная в 1810 году, с количеством душ в приходе - 2830 мужчин, 2965 женщин, с количеством земли при церкви - 99 дес.»[2.1]

Далее мы узнаем, что в храме три престола: во имя Рождества Христова, во имя Рождества Богородицы (правый придел) и во имя Св. Тихона (левый придел). Также становится известно, что в начале XX века В штате - 3 священника, диакон, 3 псаломщика. Дома для священнослужите­лей собственные, деревянные, на обывательской земле. При церкви есть церковная караулка. В церковной библиотеке было 160 томов книг. В приходе имелась низ­шая ремесленная школа в с. Рождественская Хава, двухклассное училище, земская школа в с. Хлебном и д. Морозовке, церковно - приходская школа в Петропавлов­ке. Церковным старостой состоял Алексей Хромых. Настоятелем церкви с 1902 го­да был священник Николай Львович Попов, с 1894 года - священник Николай Фе­октистович Устиновский, с 1906 г. был священник Павел Васильевич Лебедев. С 1898 года диакон — Петр Михайлович Марков.

Как видно из источника наша церковь имела три престола и основным являлся престол Рождества Христова, но традиционно престольным праздником села является праздник Рождества Пресвятой Богородицы, отмечаемый 21 сентября.

XX век принес много горя всему человечеству мировыми войнами и революциями. Новая большевистская власть в России начала беспрецедентные гонения на верующих, религиозных людей и церковь как организацию в целом. Последней информацией из архивной справки о храме является список церковных ценностей изъятых из Христорождественской церкви с. Рождественская Хава за 1922 год значится 32 предмета (2 кадила, ковш, тарелочка, ситочка, дароносица, 4 ризы, 10 оправ с Евангелия, 9 венчиков, дарохранительница, 2 креста).

Подобная судьба коснулась тысяч храмов, монастырей, мест паломничества. Изымалось церковное имущество, разрушались храмы, передавались колхозам под хозяйственный нужды. Наш храм не был исключением и, к сожалению, его постигла судьба разрушения, которое состоялось, по словам старожилов, в 1937 году.

 

 

Глава III. Утрата храма, современное состояние, планы на будущее

 

Как было указано выше храм был разрушен в 1937 году, а кирпичом от него была вымощена дорога. Подробностей утраты храма: о том, кто принимал решение, сам процесс разрушения выяснить удалось пока немного. Последний местный житель, который являлся очевидцем событий умер несколько лет назад, успев рассказать члену церковного актива Щеблыкину Леониду Ивановичу свои воспоминания. Из церковных построек осталась сторожка, которая в данный момент является жилым домом.

После разрушения здания церкви долгое время в нашем селе не было места, куда могли приходить верующие люди. В 2000 году в здании библиотеки начинается сбор подписей жителей села к митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому с просьбой о восстановлении в селе православного храма. Епархия прислала представителя, который организовал встречу со всеми заинтересованными жителями и передал благословение митрополита на строительство или восстановление храма.   Одновременно создается инициативная группа, которая занимается поиском  здания. С разрешения, местных властей, им стало здание бывшего Дома быта, которое в тот момент не использовалось и ветшало.

 Далее была проведена его отделка на пожертвования местных жителей и помощь спонсоров. И, в 2002 году происходит освящение частично восстановленного помещения как молельный дом в честь престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы (Рис. 2). Хоть здание и не является церковным, но стараниями прихожан и священников оно было приведено максимально к церковным канонам. Был установлен купол с крестом, порыта крыша, покрашены стены снаружи. Интерьер храма также соответствует церковным правилам. В последнее время стараниями отца Евгения он стал еще более насыщенным, появились новые иконы, канун, обновлена церковная утварь (Рис. 3). Внутри расположение, как и у всех православных храмах: на восточной стороне находятся царские врата, престол, клирос, церковная лавка.

Иконы расположены по всему храму: Спаситель, Владимирская Божья Матерь, Блаженная Ксения Петербургская, Матрона Московская, Серафим Саровский, Тихон Задонский, Митрофаний Воронежский, Священномученик  Александр Рождественско-Хавский (Рис. 4), который не отказался от своей веры, за, что был репрессирован, а в последствии расстрелян в 1937 году,  в год разрушения храма. За этот подвиг он был причислен к лику святых в 2000 году.

В  2013 г. проведено отопление по храму и подсобным помещениям; подведен природный газ; монтаж водопровода и канализации, устройство сливной ямы, благоустройство территории, построены вспомогательные помещения.

В этом году за несколько дней до Рождества Христова, в храм привезли икону Спасителя (Рис. 5) которая раньше находилась в старом храме. После того как храм разрушался, икона попала в руки одной семьи. Она передавалась из поколения в поколение, перевозилась из одного храма в другой (побывала в Воронеже, поселке Воля, Эртиле), когда ее привезли в Эртиль настоятель храма сказал : «Икона должна вернуться в свой храм!»

По истечению иных лет икона нашла свой дом с помощью семьи, которая владела волею судеб этой иконой.

Настоятель храма отец Евгений, организовав дальнейшее благоустройство храма, инициировал строительство нового на месте ранее разрушенного. Для этого уже много сделано: спонсорами выкуплена земля, находившаяся в частной собственности, подготовлен проект нового здания храма (Рис. 6), подвезены бетонные плиты для фундамента. Ранее, осенью 2014 года, были проведены раскопки с помощью техники на месте разрушенного храма. Были обнаружены старый фундамент, а также отопительный котел.

Будем надеяться, что храм Рождества Пресвятой Богородицы также как и икона Спасителя вернется на свое историческое место и станет главным украшением нашего села.

 

Заключение

 

Проведя наше исследование мы выявили много важных и интересных фактов о истории села и храма Рождества Пресвятой Богородицы. В ходе исследования были достигнуты заявленные цели и задачи.

Это лишь небольшой вклад в сохранение памяти истории утраченной православной святыни. Работа над этой темой будет продолжаться нами, а в последствии  уже следующими поколениями школьников, краеведами и учеными. Большой интерес при исследовании вызвал факт возвращения иконы Спасителя, а также судьба священника отца Александра Лебедева, но эти вопросы станут объектом следующих исследовательских работ.

Мы смогли узнать из источников и интервью историю постройки храма и его утраты. При визуальном осмотре стало возможным проанализировать современное состояние молельного дома, его экстерьер и интерьер. Также удалось выяснить, что в ближайшей перспективе планируется постройка православного храма на месте ранее разрушенного и для этого настоятелем храма отцом Евгением проделана большая работа.

Память о духовном наследии, его преумножении составляет главное богатство нашей культуры. Несправедливо уничтоженные тысячи православных святынь, преследования людей за их убеждения указывают нам на необходимость исследования истории  каждой утраченной православной святыни, судьбы каждого человека, а также на неприемлемость повторения подобных чудовищных поступков.

Просмотров: 2700 | Добавил: Marina | Рейтинг: 3.8/4
Всего комментариев: 0
avatar